Отчет
по результатам экспертно-аналитического мероприятия
"Внешняя проверка годового отчета об исполнении бюджета
муниципального образования Хотынецкий район за 2023 год"
19.03.2024г.
Основание для проведения внешней проверки:
- Бюджетный кодекс Российской Федерации (далее – БК РФ);
- Федеральный закон от 7 февраля 2011 г. № 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований»;
- п.3 ст.8 Положения о контрольно-счетной комиссии Хотынецкого района, утвержденного Решением Хотынецкого районного Совета народных депутатов от 10.09.2021 № 40-РС,
- Положение о бюджетном процессе в Хотынецком районе Орловской области, утвержденного Решением Хотынецкого районного Совета народных депутатов от 03.03.2023 № 6-РС (далее – Положение о бюджетном процессе в Хотынецком районе),
- п. 2.3. раздела 2 «Экспертно-аналитическая деятельность» Плана работы контрольно-счетной комиссии Хотынецкого района на 2024 год.
Цели проведения внешней проверки:
- установление законности, степени полноты и достоверности представленной бюджетной отчётности, а также представленных в составе проекта решения Хотынецкого районного Совета народных депутатов «Об исполнении районного бюджета за 2023 год», документов и материалов; соответствие порядка ведения бюджетного учета законодательству Российской Федерации;
- установление достоверности бюджетной отчетности ГАБС;
- установление соответствия фактического исполнения бюджета его плановым назначениям, установленным Решением о районном бюджете на 2023 год;
- выработка рекомендаций по повышению эффективности управления муниципальными финансами и муниципальным имуществом;
- подготовка заключения на отчёт об исполнении районного бюджета.
Предмет внешней проверки:
- годовой отчет об исполнении районного бюджета за 2023 год;
- бюджетная отчетность главных администраторов средств районного бюджета за 2023 год;
- иные документы и материалы, характеризующие исполнение районного бюджета за 20223 год, представленные с годовым отчетом об исполнении районного бюджета.
Объекты внешней проверки:
- финансовый отдел администрации Хотынецкого района Орловской области;
- главные администраторы бюджетных средств.
Исследуемый период: 2023 год.
Сроки проведения внешней проверки: с 19.02.2024г. по 18.03.2024г.
Общие положения
Внешняя проверка годового отчета об исполнении бюджета осуществляется контрольно-счетной комиссией в соответствии со ст. 264.4 БК РФ и включает внешнюю проверку бюджетной отчетности главных администраторов бюджетных средств и подготовку заключения на годовой отчет об исполнении бюджета.
В соответствии с требованиями ст. 264.2 БК РФ годовой отчет об исполнении бюджета составлен на основании консолидированной бюджетной отчетности соответствующих главных администраторов бюджетных средств.
Годовой отчет об исполнении бюджета представлен в контрольно-счетную комиссию администрацией Хотынецкого района 19 февраля 2024 года, что соответствует сроку, установленному ст. 264.4 БК РФ.
Структура и состав показателей годового отчета об исполнении бюджета соответствуют требованиям, установленным ст. 264.1 БК РФ, Инструкцией о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации», утвержденной приказом Министерства финансов Российской Федерации от 28 декабря 2010 г. № 191н.
Внешняя проверка годового отчета об исполнении районного бюджета за 2023 год проведена с применением принципа существенности и включает анализ, оценку и сопоставление показателей с данными годовой бюджетной отчетности главных администраторов бюджетных средств.
Для подготовки заключения по результатам внешней проверки отчёта об исполнении районного бюджета использовалась информация, представленная администрацией Хотынецкого района на основании запросов контрольно-счетной комиссии, материалы проведенных контрольных и экспертно-аналитических мероприятий. В заключении использованы результаты внешней проверки бюджетной отчётности ГАБС и сводной бухгалтерской отчётности бюджетных и казенных учреждений за 2023 год. Проведен анализ основных показателей местного бюджета по итогам его исполнения в 2023 году.
          В рамках внешней проверки отчёта об
исполнении местного бюджета за 2023 год проведены:
- анализ социально-экономического развития Хотынецкого района;
- оценка исполнения районного бюджета за 2023 год, в том числе анализ: достижения целей и задач Основных направлений бюджетной и налоговой политики на 2023 – 2025 годы, соответствия основных характеристик районного бюджета требованиям БК РФ, основных параметров районного бюджета;
- проверка полноты и
достоверности годовой бюджетной и бухгалтерской отчетности;
- анализ основных показателей форм годовой бюджетной и сводной бухгалтерской
отчетности;
- анализ исполнения доходной части районного бюджета за 2022 год, в том числе
по налоговым и неналоговым доходам, а также безвозмездным поступлениям;
- анализ исполнения расходной  части районного бюджета за 2022 год, в том
числе анализ:  внесенных изменений в расходную часть районного бюджета,
фактического исполнения районного бюджета по расходам, динамики расходов
районного бюджета по разделам и подразделам функциональной классификации,
структуры расходов районного бюджета по разделам и подразделам функциональной
классификации, расходов по функциональной классификации в разрезе главных
распорядителей бюджетных средств, расходов средств резервного фонда, исполнения
целевых программ, расходования средств, передаваемых из бюджетов другого
уровня;
- анализ дефицита районного бюджета;
- анализ выполнения рекомендаций контрольно-счетной комиссии, отражённых в заключении по отчёту об исполнении местного бюджета за 2022 год.
В 2023 году сохранена социальная направленность расходов районного бюджета.
Учет операций со средствами бюджета осуществлялся на едином счете, открытом в Отделении по Хотынецкому району Управления Федерального казначейства по Орловской области.
Перечни ГАДБ и главных
администраторов источников
финансирования дефицита бюджета утверждены Постановлением администрации района от
26.12.2023 № 565.
Состав и содержание форм годовой бюджетной отчетности об исполнении бюджета Хотынецкого района
Отчёт об исполнении бюджета с проектом Решения об исполнении бюджета за 2023 год представлен администрацией Хотынецкого района в контрольно-счетную комиссию Хотынецкого района 19.02.2024г. Отдельными приложениями к проекту Решения об исполнении бюджета представлены показатели, предусмотренные ст. 264.6 БК РФ и Положением о бюджетном процессе в Хотынецком районе.
К внешней проверке представлен годовой отчет за 2023 год, сформированный финансовым отделом администрации района по формам для финансового органа, уполномоченного на формирование бюджетной отчетности об исполнении соответствующего консолидированного бюджета Российской Федерации в соответствии с требованиями п. 3 ст. 264.1 БК РФ, Инструкции о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утвержденной приказом Минфина России от 28.12.2010 года № 191н.
В отношении муниципальных бюджетных учреждений годовая отчетность составлена в соответствии с Инструкцией о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений, утвержденной приказом Минфина России от 25.03.2011 года № 33н.
Анализ показателей годовой отчетности Хотынецкого района
Анализ консолидированного баланса Хотынецкого муниципального района показал, что Баланс составлен финансовым отделом администрации района в разрезе данных бюджета муниципального образования (далее МР) и бюджетов поселений, показателей бюджетной деятельности, и итогового показателя консолидированного бюджета на начало и конец года с исключением взаимосвязанных показателей.
Данные баланса на начало 2023 года (вступительный баланс) соответствуют данным баланса на конец 2023 года (заключительный баланс). Данные баланса на конец отчетного периода указаны с учетом произведенных при завершении финансового года заключительных оборотов по счетам бюджетного учета. Закрытие счетов бюджетного учета произведено в соответствии с Инструкцией по бюджетной отчетности.
Показатели актива баланса соответствуют данным Сведений о движении нефинансовых активов.
Выборочной проверкой соответствия показателей баланса исполнения консолидированного бюджета, Отчета об исполнении консолидированного бюджета, Справки по заключению счетов бюджетного учета отчетного финансового года, Консолидированного отчета о финансовых результатах деятельности расхождений не установлено.
Кредиторская задолженность
На начало отчетного года кредиторская задолженность муниципального района составляла 35 194,4 тыс.руб., в том числе просроченная – 22 295,9 тыс.руб. (63,3%). К концу года кредиторская задолженность муниципального района выросла на 7 461,3 тыс.руб. или на 21,2% и составила 42 655,8 тыс.руб. Просроченная задолженность выросла на 5 434,8 тыс.руб. или на 24,4% и составила 27 730,7 тыс.руб. (65%). Доля просроченной кредиторской задолженности увеличилась на 1,7 процентных пунктов и остается высокой.
В структуре кредиторской задолженности на конец отчетного года основное место занимает кредиторская задолженность подведомственных муниципальных бюджетных и казенных учреждений, которая составила 33 068,7 тыс.руб. (рост к началу года на 5 108 тыс.руб.), в том числе просроченная – 26 542,4 тыс.руб. (рост к началу года на 8 878,6 тыс.руб.), в частности кредиторская задолженность по бюджетным средствам на выполнение муниципального задания бюджетных учреждений - 28 017,2 тыс.руб. (рост к началу года на 6 032,3 тыс.руб.), в т.ч. просроченная – 23 529,5 тыс.руб. (рост к началу года на 8 978,4 тыс.руб.).
Соблюдение бюджетного законодательства при исполнении бюджета
Исполнение местного бюджета, в соответствие со ст. 215.1 Бюджетного кодекса РФ, обеспечивается администрацией муниципального образования, а организация исполнения бюджета возлагается на финансовый орган. В соответствии со ст. 217 и ст.217.1 Бюджетного кодекса РФ Порядок составления и ведения сводной бюджетной росписи районного бюджета на 2023 год утвержден приказом финансового отдела Администрации Хотынецкого района. Порядок составления и ведения кассового плана по районному бюджету на 2023 год утвержден приказом финансового отдела администрации.
Общая характеристика исполнения бюджета
Решением Хотынецкого районного Совета народных депутатов Орловской области от 23.12.2022 года № 55-РС «О районном бюджете на 2023 год и плановый период 2024 и 2025 годов» утвержден районный бюджет на 2023 год по доходам в сумме 238 920,9 тыс.руб., по расходам в сумме 239 876,4 тыс.руб., с дефицитом 955,5 тыс.руб.
В течение 2023 года Хотынецким районным Советом народных депутатов 9 раз принимались решения о внесении изменений в решение о бюджете, согласно которым бюджет муниципального района был уточнен в сторону увеличения по доходам на 64 962,6 тыс.руб., по расходам на 59 597,1 тыс.руб.
Таким образом, по состоянию на 01.01.2024 утвержденные решением о бюджете (в редакции от 22.12.2023г.) уточненные доходы районного бюджета составили 303 883,5 тыс.руб., расходы – 299 473,5 тыс.руб., продефицит – 4 410 тыс.руб.
Бюджет района по доходам за 2023 год исполнен в объеме 302 827,7 тыс.руб., что составляет 99,7% от плана поступлений. Расходы бюджета в отчетном периоде исполнены в сумме 297 33,2 тыс.руб. или 99,2% от уточненных годовых назначений. Бюджет исполнен с профицитом в сумме 5694,5 тыс.руб.
Динамика исполнения бюджета за 2021-2023 годы в абсолютных величинах и процентном отношении к уточненному плану
Доходы
Таблица 1
|  
         2021  |  
       
         2022  |  
       
         2023  |  
    |||||||||
|  
         Утверж-дено  |  
       
         Испол-нено  |  
       
         % испол-нения  |  
       
         Откло-нение к 2020 году (%)  |  
       
         Утверж-дено  |  
       
         Испол-нено  |  
       
         % испол-нения  |  
       
         Откло-нение к 2021 году (%)  |  
       
         Утверж-дено  |  
       
         Испол-нено  |  
       
         % испол-нения  |  
       
         Откло-нение к 2022 году (%)  |  
    
|  
         253641,6  |  
       
         250324,6  |  
       
         98,7  |  
       
         98,6  |  
       
         268423,7  |  
       
         268793,2  |  
       
         100,1  |  
       
         107,4  |  
       
         303883,5  |  
       
         302827,7  |  
       
         99,7  |  
       
         112,7  |  
    
К уровню прошлого года уровень исполнения доходов районного бюджета снижен на 0,4 пункта, плановые показатели исполнены на 99,7%. К уровню 2022 года наблюдается рост поступлений доходов в районный бюджет на 34 млн.руб.
Расходы
Таблица 2
|  
         2021  |  
       
         2022  |  
       
         2023  |  
    |||||||||
|  
         Утверж-дено  |  
       
         Испол-нено  |  
       
         % испол-нения  |  
       
         Откло-нение к 2020 году (%)  |  
       
         Утверж-дено  |  
       
         Испол-нено  |  
       
         % испол-нения  |  
       
         Откло-нение к 2021 году (%)  |  
       
         Утверж-дено  |  
       
         Испол-нено  |  
       
         % испол-нения  |  
       
         Откло-нение к 2022 году (%)  |  
    
|  
         254145  |  
       
         248872,1  |  
       
         97,9  |  
       
         98,9  |  
       
         274458,7  |  
       
         272565,7  |  
       
         99,3  |  
       
         109,5  |  
       
         299473.5  |  
       
         297133,2  |  
       
         99,2  |  
       
         109  |  
    
К уровню прошлого года уровень исполнения расходов районного бюджета снижен на 0,1 пункта, поступления доходов превысили плановые показатели на 9%. К 2022 году расходы бюджета выросли на 24,6 млн.руб. Темп роста расходов опережает темп роста доходов отчетного года к базовому периоду (к 2021 году)на 4 процентных пункта.
Исполнение доходной части бюджета
Анализ плановых показателей первоначально утвержденного бюджета, уточненного бюджета за 2023 год в разрезе видов доходов представлен в Таблице 3:
Таблица 3
|  
         Наименование дохода  |  
       
         Первоначальный план на 2023 год  |  
       
         Уточненный план на 2023 год  |  
       
         Отклонение  |  
       
         Исполнение 2023 год  |  
       
         % исполнения  |  
       
         исполнение 2022 года  |  
       
         Отклонение к 2022 году (%)  |  
    |
|  
         %  |  
       
         Сумма  |  
    |||||||
|  
         ВСЕГО ДОХОДОВ  |  
       
         238920,9  |  
       
         303883,5  |  
       
         127,2  |  
       
         64962,6  |  
       
         302827,7  |  
       
         99,7  |  
       
         268793,2  |  
       
         112,7  |  
    
|  
         НАЛОГОВЫЕ ДОХОДЫ, из них:  |  
       
         61642,2  |  
       
         71310,9  |  
       
         115,7  |  
       
         9668,7  |  
       
         71341,8  |  
       
         100  |  
       
         65754,6  |  
       
         108,5  |  
    
|  
         НДФЛ  |  
       
         49311  |  
       
         56742,9  |  
       
         115,1  |  
       
         7431,9  |  
       
         56743  |  
       
         100  |  
       
         51763,5  |  
       
         109,6  |  
    
|  
         Акцизы  |  
       
         7715,2  |  
       
         8653,6  |  
       
         112,2  |  
       
         938,4  |  
       
         8980,4  |  
       
         103,8  |  
       
         8652,2  |  
       
         103,8  |  
    
|  
         ЕНВД  |  
       
         0  |  
       
         0  |  
       
         х  |  
       
         0  |  
       
         -45,9  |  
       
         х  |  
       
         84,6  |  
       
         х  |  
    
|  
         УСН  |  
       
         2110  |  
       
         4120,6  |  
       
         195,3  |  
       
         2010,6  |  
       
         4120,7  |  
       
         100  |  
       
         2142,7  |  
       
         192,3  |  
    
|  
         ЕСХН  |  
       
         586  |  
       
         218,7  |  
       
         37,3  |  
       
         -367,3  |  
       
         -31,5  |  
       
         х  |  
       
         777,4  |  
       
         х  |  
    
|  
         Налог, взимаемый в связи с применением патентной системы налогообложения  |  
       
         610  |  
       
         457,2  |  
       
         75  |  
       
         -152,8  |  
       
         457,2  |  
       
         100  |  
       
         863,6  |  
       
         52,9  |  
    
|  
         Государственная пошлина  |  
       
         1310  |  
       
         1117,9  |  
       
         85,3  |  
       
         -192,1  |  
       
         1117,9  |  
       
         100  |  
       
         1470,6  |  
       
         76  |  
    
|  
         НЕНАЛОГОВЫЕ ДОХОДЫ, из них:  |  
       
         3320  |  
       
         13269,9  |  
       
         Рост в 4 раза  |  
       
         9949,9  |  
       
         13262,6  |  
       
         99,9  |  
       
         12384,2  |  
       
         107,1  |  
    
|  
         Доходы в виде дивидендов по акциям  |  
       
         20  |  
       
         0  |  
       
         0  |  
       
         -20  |  
       
         0  |  
       
         х  |  
       
         11,8  |  
       
         0  |  
    
|  
         Доходы, получаемые в виде арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена и которые расположены в границах поселений  |  
       
         2930  |  
       
         10620,1  |  
       
         Рост в 3,6 раза  |  
       
         7690,1  |  
       
         10620,1  |  
       
         100  |  
       
         7975,4  |  
       
         133,2  |  
    
|  
         Доходы от сдачи в аренду имущества, находящегося в оперативном управлении  |  
       
         50  |  
       
         277  |  
       
         Рост в 5,5 раза  |  
       
         227  |  
       
         277  |  
       
         100  |  
       
         80,6  |  
       
         Рост в 3,4 раза  |  
    
|  
         Прочие поступления от использования имущества, находящегося в собственности муниципального района  |  
       
         0  |  
       
         17,8  |  
       
         х  |  
       
         17,8  |  
       
         17,8  |  
       
         100  |  
       
         -112,4  |  
       
         х  |  
    
|  
         Платежи при пользовании природными ресурсами  |  
       
         31  |  
       
         81,7  |  
       
         Рост в 2,6 раза  |  
       
         50,7  |  
       
         81,7  |  
       
         100  |  
       
         31,1  |  
       
         Рост в 2,6 раза  |  
    
|  
         Доходы от оказания платных услуг (работ) и компенсации затрат государства  |  
       
         89  |  
       
         199.5  |  
       
         Рост в 2,2 раза  |  
       
         110,5  |  
       
         199,5  |  
       
         100  |  
       
         142,1  |  
       
         140,4  |  
    
|  
         Доходы от продажи материальных и нематериальных активов  |  
       
         10  |  
       
         1997,5  |  
       
         Рост в 200 раз  |  
       
         1987,5  |  
       
         1997,5  |  
       
         100  |  
       
         4048,5  |  
       
         49,3  |  
    
|  
         В том числе:  |  
       
         
  |  
       
         
  |  
       
         
  |  
       
         
  |  
       
         
  |  
       
         
  |  
       
         
  |  
       
         
  |  
    
|  
         - от реализации земельных участков  |  
       
         10  |  
       
         1997,5  |  
       
         Рост в 200 раз  |  
       
         1987,5  |  
       
         1997,5  |  
       
         100  |  
       
         408,5  |  
       
         49,3  |  
    
|  
         Штрафы, санкции, возмещение ущерба  |  
       
         190  |  
       
         76,3  |  
       
         40,2  |  
       
         -113,7  |  
       
         76,3  |  
       
         100  |  
       
         199,8  |  
       
         38,2  |  
    
|  
         Прочие неналоговые доходы  |  
       
         0  |  
       
         0  |  
       
         х  |  
       
         0  |  
       
         -7,3  |  
       
         х  |  
       
         7,3  |  
       
         х  |  
    
|  
         ИТОГО НАЛОГОВЫХ И НЕНАЛОГОВЫХ ДОХОДОВ  |  
       
         64962,2  |  
       
         84580,8  |  
       
         130,2  |  
       
         19618,6  |  
       
         84604,4  |  
       
         100  |  
       
         78138,8  |  
       
         108,3  |  
    
|  
         БЕЗВОЗМЕЗДНЫЕ ПОСТУПЛЕНИЯ  |  
       
         173958,7  |  
       
         219302,7  |  
       
         126,1  |  
       
         45344  |  
       
         218020,1  |  
       
         99,4  |  
       
         190654,4  |  
       
         114,4  |  
    
|  
         в том числе:  |  
       
         
  |  
       
         
  |  
       
         
  |  
       
         
  |  
       
         
  |  
       
         
  |  
       
         
  |  
       
         
  |  
    
|  
         Дотации  |  
       
         42248  |  
       
         57697,9  |  
       
         136,6  |  
       
         15449,9  |  
       
         57697,9  |  
       
         100  |  
       
         49357,2  |  
       
         116,9  |  
    
|  
         - дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности  |  
       
         42248  |  
       
         42248  |  
       
         100  |  
       
         0  |  
       
         42248  |  
       
         100  |  
       
         35793  |  
       
         118  |  
    
|  
         - дотации на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов  |  
       
         0  |  
       
         14230,1  |  
       
         х  |  
       
         14230,1  |  
       
         14230,1  |  
       
         100  |  
       
         12761,2  |  
       
         111,5  |  
    
|  
         - прочие дотации  |  
       
         0  |  
       
         1219,8  |  
       
         х  |  
       
         1219,8  |  
       
         1219,8  |  
       
         100  |  
       
         803  |  
       
         151,9  |  
    
|  
         Субсидии  |  
       
         13292,1  |  
       
         20936,4  |  
       
         157,5  |  
       
         7644,3  |  
       
         20477,3  |  
       
         97,8  |  
       
         17164,7  |  
       
         119,3  |  
    
|  
         Субвенции  |  
       
         109574  |  
       
         130419,9  |  
       
         119  |  
       
         20845,9  |  
       
         129596,4  |  
       
         99,4  |  
       
         115127  |  
       
         112,6  |  
    
|  
         Иные межбюджетные трансферты  |  
       
         8844,6  |  
       
         10248,5  |  
       
         115.9  |  
       
         1403,9  |  
       
         10248,5  |  
       
         100  |  
       
         9614,5  |  
       
         106,6  |  
    
|  
         Доходы бюджета от возврата прочих остатков субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, прошлых лет из бюджетов поселений  |  
       
         0  |  
       
         0  |  
       
         х  |  
       
         0  |  
       
         203,9  |  
       
         х  |  
       
         34,6  |  
       
         Рост в 5,9 раза  |  
    
|  
         Возврат остатков субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, прошлых лет из бюджета муниципального района  |  
       
         0  |  
       
         0  |  
       
         Х  |  
       
         0  |  
       
         -0,7  |  
       
         х  |  
       
         -643,6  |  
       
         х  |  
    
Изменения в доходные налоговые и неналоговые источники бюджета внесены в сторону увеличения за исключением поступлений от госпошлины (снижение плана на 14,7%), налога, взимаемого в связи с применением патентной системы налогообложения (снижение на 25%), а также штрафов и санкций (снижение на 59,8%).
Значительно выросли первоначальные плановые показатели по НДФЛ (на 7431,9 тыс.руб. или на 15,1%), а по доходам, получаемым в виде арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена и которые расположены в границах поселений (на 7 690,1 тыс.руб. или в 3,6 раза), а также по доходам от продажи земельных участков (на 1 987,5 тыс.руб. или почти в 200 раз). В связи с фактическим поступлением в сторону увеличения скорректирован план поступлений налога, взимаемого в связи с применением УСН (на 2 010,6 тыс.руб. или на 95,3%).
Районный бюджет в 2023 году исполнен по доходам в объеме 302 827,7 тыс. руб. (99,7% к уточненному плану и 126,7% к первоначальному плану), в том числе по налоговым и неналоговым доходам на 84 604,4 тыс. руб. (100% к уточненному плану и 130,2% к первоначальному плану), по безвозмездным поступлениям на 218 020,1 тыс. руб. (99,4% к уточненному плану и 125,3% к первоначальному плану). В общем объеме доходов бюджета удельный вес налоговых и неналоговых доходов составил 31,5% (в 2022 году – 29,1%, в 2021 году – 30,1%), удельный вес безвозмездных поступлений составил 68,5%. Таким образом, к уровню прошлого года уровень дотационности районного бюджета снижен на 2,4 процент, однако остается достаточно высоким.
В районный бюджет поступили налоговые доходы в сумме 71341,8 тыс. руб., доля которых в структуре налоговых и неналоговых доходов составила 84,3% (в 2022 году – 84,2%, в 2021 году – 66,1%). Уточненный годовой план по налоговым доходам выполнен на 100%. К уровню 2022 года поступления налоговых доходов увеличилось на 5 587,2 тыс.руб. или на 8,5%.
Наибольший удельный вес в объеме налоговых доходов занимает НДФЛ – 79,5% (56 743тыс. руб.). К уровню 2022 года поступления НДФЛ выросли на 4 979,5 тыс.руб. или на 9,6%.
В бюджет района в отчетном году поступили акцизы в размере 8 980,4 тыс.руб. (103,8% от плана). К уровню 2022 года поступления вросли на 328,2 тыс.руб. или на 3,8%.
Поступления налога, взимаемого в связи с применением УСН, составили 4 120,7 тыс.руб., к уровню 2022 года поступления выросли на 1 978 тыс.руб. или на 92,3%.
Поступления налога, взимаемого в связи с применением патентной системы налогообложения, составили 457,2 тыс.руб. (100% плана), что на 406,4 тыс.руб. или на 471% ниже уровня 2022 года.
В отчетном году в бюджет района поступила госпошлина в размере 1 117,9 тыс.руб. (100% от плана). К уровню 2022 года поступления снижены на 325,7 тыс.руб. или на 24%.
В районный бюджет поступили неналоговые доходы в сумме 13 262,6 тыс. руб., доля которых в структуре налоговых и неналоговых доходов составила 15,7% (в 2022 году – 15,8%, в 2021 году – 33,9%) и продолжает снижаться. Уточненные плановые показатели выполнены на 99,9% (недополучено в бюджет 7,3 тыс.руб.). К уровню 2022 года объем неналоговых поступлений врос на 878,4 тыс.руб. или на 7,1%.
Основным источником неналоговых доходов районного бюджета в отчетном году остаются доходы, получаемые в виде арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, составившие 10 20,1 тыс.руб., что выше уровня 2022 года на 2 644,7 тыс.руб. или на 33,2%. В общем объеме налоговых и неналоговых доходов эти поступления составили 80%, что на 15,6 процентных пунктов выше уровня прошлого года.
Однако, несмотря на проводимую работу по взысканию арендной платы за земельные участки, по состоянию на 01.01.2024г. имеется задолженность арендаторов-физических лиц в размере 948 тыс.руб. и арендаторов-юридических лиц в размере 113,4 тыс.руб. В нарушение ст.160.1 БК РФ, ст. 330 ГК РФ и договорных обязательств в отношении арендаторов земельных участков администрацией района не принимались меры, направленные на взыскание задолженности по арендной плате.
Доходы, полученные от продажи земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и которые расположены в границах городского и сельских поселений, в 2023 году составили 1 997,5,5 тыс.руб.. К уровню 2022 года поступления по данному доходному источнику снижены на 2 051 тыс.руб. или на 50,7%.
Доходы от сдачи в аренду имущества, находящегося в оперативном управлении, составили в 2023 году 277 тыс.руб. К уровню 2022 года поступления доходов от аренды имущества выросли на 196,4 тыс.руб. или в 3,4 раза. По состоянию на 01.01.2024 задолженность по договорам аренды имущества составила 1 303,3 тыс.руб., в том числе задолженность ИП Лемешев – 108,9 тыс.руб., ООО Коммунсервис – 314,5 тыс.руб. (срок образования - 2018 год), МУП «Виалан» - 44,9 тыс.руб.; задолженность по договорам социального найма жилых помещений – 835 тыс.руб. (срок образование – более года). В нарушение ст. 330 ГК РФ, ст.160.1 БК РФ и договорных обязательств в части уплаты арендных платежей администрацией района не предпринимались меры по взысканию задолженности по договорам аренды имущества.
Доходы от оказания платных услуг (работ) и компенсации затрат государства составили в 2023 году 199,5 тыс.руб. К уровню 2022 года поступления выросли на 57,4 тыс.руб. или на 40,4%.
Платежи при пользовании природными ресурсами в 2023 году составили 81,7 тыс.руб. К уровню 2022 года поступления выросли на 50,6 тыс.руб. или в 2,6 раза.
К уровню 2022 года снижены поступления штрафов, санкций и возмещений ущерба на 123,5 тыс.руб. или в 2,6 раза и составили 76,3 тыс.руб.
Объем безвозмездных поступлений за 2023 год составил 218 020,1 тыс. руб. или 99,4% к уточненным плановым бюджетным назначениям. По сравнению с 20212 годом безвозмездные поступления выросли на 27 365,7 тыс. руб. или на 14,4%.
Анализ исполнения бюджета Хотынецкого района по расходам
Решением Хотынецкого районного Совета народных депутатов от 23.12.2022 года № 55-РС «О районном бюджете на 2023 год и плановый период 2024 и 2025 годов» общий объем расходов на отчетный год первоначально был утвержден в сумме 239 876,4 тыс.руб. В процессе исполнения бюджета объем расходов уточнялся решениями Хотынецкого районного Совета народных депутатов 9 раз и составил 299 473,5 тыс.руб.
Таблица 4
|  
         
  |  
       
         раздел  |  
       
         Исполнено
  расходов  |  
       
         Решение от 23.12.2022 № 55-РС  |  
       
         Исполнено
  расходов  |  
       
         Исполнено к уровню 2022 года, % 
  |  
    ||||
|  
         Сумма  |  
       
         Структура %  |  
       
         первонач.  |  
       
         в редакции от 22.12.2022  |  
       
         сумма  |  
       
         Структура %  |  
       
         Исполнение %  |  
    |||
|  
         Расходы  |  
       
         
  |  
       
         272565,7  |  
       
         100  |  
       
         239876,4  |  
       
         299473,5  |  
       
         297133,2  |  
       
         100  |  
       
         99,2  |  
       
         109  |  
    
|  
         Общегосударственные вопросы  |  
       
         0100  |  
       
         47594,7  |  
       
         17,5  |  
       
         34275,5  |  
       
         51787,2  |  
       
         51096,9  |  
       
         17,2  |  
       
         98,7  |  
       
         107,4  |  
    
|  
         Функционирование высшего должностного лица муниципального образования  |  
       
         0102  |  
       
         2584,5  |  
       
         0,9  |  
       
         1404,1  |  
       
         2320,3  |  
       
         2320,3  |  
       
         0,8  |  
       
         100  |  
       
         89,8  |  
    
|  
         Функционирование местных администраций  |  
       
         0104  |  
       
         25337,5  |  
       
         9,3  |  
       
         16365,4  |  
       
         24550,2  |  
       
         24195,8  |  
       
         8,1  |  
       
         98,6  |  
       
         95,5  |  
    
|  
         Судебная система  |  
       
         0105  |  
       
         29,9  |  
       
         0  |  
       
         0,6  |  
       
         8,2  |  
       
         8,2  |  
       
         0  |  
       
         100  |  
       
         27,4  |  
    
|  
         Обеспечение деятельности финансовых и органов финансового (финансово-бюджетного) надзора  |  
       
         0106  |  
       
         5247,8  |  
       
         2  |  
       
         3359,8  |  
       
         5996,1  |  
       
         5982,9  |  
       
         2  |  
       
         99,8  |  
       
         114  |  
    
|  
         Резервные фонды  |  
       
         0111  |  
       
         0  |  
       
         0  |  
       
         400  |  
       
         0  |  
       
         0  |  
       
         0  |  
       
         х  |  
       
         х  |  
    
|  
         Другие общегосударственные вопросы  |  
       
         0113  |  
       
         14 359  |  
       
         5,3  |  
       
         12745,6  |  
       
         18912,4  |  
       
         19589,7  |  
       
         6.6  |  
       
         103,6  |  
       
         136,4  |  
    
|  
         Национальная оборона  |  
       
         0200  |  
       
         755,7  |  
       
         0,3  |  
       
         841,9  |  
       
         841,9  |  
       
         841,9  |  
       
         0,3  |  
       
         100  |  
       
         111,4  |  
    
|  
         Мобилизационная и вневойсковая подготовка  |  
       
         0203  |  
       
         755,7  |  
       
         0,3  |  
       
         841,9  |  
       
         841,9  |  
       
         841,9  |  
       
         0,3  |  
       
         100  |  
       
         111,4  |  
    
|  
         Национальная экономика  |  
       
         0400  |  
       
         14440,4  |  
       
         5,3  |  
       
         15274,8  |  
       
         22645  |  
       
         22079,2  |  
       
         7.4  |  
       
         97,5  |  
       
         152,9  |  
    
|  
         Общеэкономические вопросы  |  
       
         0401  |  
       
         48,6  |  
       
         0  |  
       
         48  |  
       
         30,2  |  
       
         30,2  |  
       
         0  |  
       
         100  |  
       
         62,1  |  
    
|  
         Сельское хозяйство и рыболовство  |  
       
         0405  |  
       
         0  |  
       
         0  |  
       
         342,9  |  
       
         347,4  |  
       
         336,6  |  
       
         0,1  |  
       
         96,9  |  
       
         х  |  
    
|  
         Транспорт  |  
       
         0408  |  
       
         15  |  
       
         0  |  
       
         0  |  
       
         0  |  
       
         0  |  
       
         0  |  
       
         х  |  
       
         0  |  
    
|  
         Дорожное хозяйство (дорожные фонды)  |  
       
         0409  |  
       
         14376,8  |  
       
         5,3  |  
       
         14863,9  |  
       
         21632,4  |  
       
         21077,4  |  
       
         7,1  |  
       
         97,4  |  
       
         146,6  |  
    
|  
         Другие вопросы в области национальной экономики  |  
       
         0412  |  
       
         0  |  
       
         0  |  
       
         20  |  
       
         635  |  
       
         635  |  
       
         0,2  |  
       
         100  |  
       
         х  |  
    
|  
         Жилищно - коммунальное хозяйство  |  
       
         0500  |  
       
         2711,9  |  
       
         1  |  
       
         1567,7  |  
       
         1718,5  |  
       
         1660,5  |  
       
         0,6  |  
       
         96,6  |  
       
         61,,2  |  
    
|  
         Жилищное хозяйство  |  
       
         0501  |  
       
         494  |  
       
         0,2  |  
       
         200  |  
       
         598,1  |  
       
         598,1  |  
       
         0,2  |  
       
         100  |  
       
         121,1  |  
    
|  
         Коммунальное хозяйство  |  
       
         0502  |  
       
         1353,5  |  
       
         0,5  |  
       
         685  |  
       
         593,7  |  
       
         535,7  |  
       
         0,2  |  
       
         90,2  |  
       
         39,6  |  
    
|  
         Благоустройство  |  
       
         0503  |  
       
         86,4  |  
       
         0  |  
       
         682,7  |  
       
         526,7  |  
       
         526,7  |  
       
         0,2  |  
       
         100  |  
       
         Рост в 6,1 раза  |  
    
|  
         Образование  |  
       
         0700  |  
       
         186151  |  
       
         68.3  |  
       
         167701,9  |  
       
         197864,8  |  
       
         197665,4  |  
       
         66,5  |  
       
         99,9  |  
       
         106.2  |  
    
|  
         Дошкольное образование  |  
       
         0701  |  
       
         31077,5  |  
       
         11,4  |  
       
         26835,6  |  
       
         32104  |  
       
         32104  |  
       
         10,8  |  
       
         100  |  
       
         103,3  |  
    
|  
         Общее образование  |  
       
         0702  |  
       
         144776,8  |  
       
         53,1  |  
       
         130647,2  |  
       
         155095  |  
       
         155095  |  
       
         52,2  |  
       
         100  |  
       
         107,1  |  
    
|  
         Дополнительное образование детей  |  
       
         0703  |  
       
         5426  |  
       
         2  |  
       
         5698,2  |  
       
         5332,7  |  
       
         5332,7  |  
       
         1,8  |  
       
         1000  |  
       
         98,3  |  
    
|  
         Молодежная политика  |  
       
         0707  |  
       
         223,4  |  
       
         0,1  |  
       
         95,2  |  
       
         64,1  |  
       
         64,1  |  
       
         0  |  
       
         100  |  
       
         28,7  |  
    
|  
         Другие вопросы в области образования  |  
       
         0709  |  
       
         467,3  |  
       
         0,2  |  
       
         4425,7  |  
       
         5269  |  
       
         5069,6  |  
       
         1,7  |  
       
         96,2  |  
       
         Рост в 10,8 раза  |  
    
|  
         Культура, кинематография  |  
       
         0800  |  
       
         2509,3  |  
       
         0,9  |  
       
         2240,6  |  
       
         3276,1  |  
       
         3276,1  |  
       
         1,1  |  
       
         100  |  
       
         130,6  |  
    
|  
         Культура  |  
       
         0801  |  
       
         2509,3  |  
       
         0,9  |  
       
         2240,6  |  
       
         3276,1  |  
       
         3276,1  |  
       
         1,1  |  
       
         100  |  
       
         130,6  |  
    
|  
         Социальная политика  |  
       
         1000  |  
       
         9937,6  |  
       
         3,6  |  
       
         13044  |  
       
         11005,9  |  
       
         10179,1  |  
       
         3,4  |  
       
         92,5  |  
       
         102,4  |  
    
|  
         Пенсионное обеспечение  |  
       
         1001  |  
       
         1021,9  |  
       
         0,4  |  
       
         609,8  |  
       
         1165,5  |  
       
         1165,5  |  
       
         0,4  |  
       
         100  |  
       
         114,1  |  
    
|  
         Социальное обеспечение населения  |  
       
         1003  |  
       
         180  |  
       
         0,1  |  
       
         84  |  
       
         0  |  
       
         0  |  
       
         0  |  
       
         х  |  
       
         0  |  
    
|  
         Охрана семьи и детства  |  
       
         1004  |  
       
         7413,8  |  
       
         2,7  |  
       
         10964,6  |  
       
         8464,8  |  
       
         7639,5  |  
       
         2,6  |  
       
         90,3  |  
       
         103  |  
    
|  
         Другие вопросы в области социальной политики  |  
       
         1006  |  
       
         1321,9  |  
       
         0,5  |  
       
         1385,6  |  
       
         1375,6  |  
       
         1374.1  |  
       
         0,5  |  
       
         99,9  |  
       
         103,9  |  
    
|  
         Физическая культура и спорт  |  
       
         1100  |  
       
         1208,7  |  
       
         0,4  |  
       
         933,8  |  
       
         1495  |  
       
         1495  |  
       
         0,5  |  
       
         100  |  
       
         123,7  |  
    
|  
         Физическая культура  |  
       
         1101  |  
       
         1208,7  |  
       
         0,4  |  
       
         933,8  |  
       
         1495  |  
       
         1495  |  
       
         0,5  |  
       
         100  |  
       
         123,7  |  
    
|  
         Обслуживание муниципального долга  |  
       
         1301  |  
       
         1,2  |  
       
         0  |  
       
         6,9  |  
       
         6,8  |  
       
         6,8  |  
       
         0  |  
       
         100  |  
       
         Рост в 5,7 раза  |  
    
|  
         Межбюджетные трансферты  |  
       
         1400  |  
       
         7255,2  |  
       
         2,7  |  
       
         3989,3  |  
       
         8832,3  |  
       
         8832,3  |  
       
         3  |  
       
         100  |  
       
         121,7  |  
    
|  
         Дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации и муниципальных образований  |  
       
         1401  |  
       
         3625,4  |  
       
         1,3  |  
       
         3989,3  |  
       
         3989,3  |  
       
         3989,3  |  
       
         1,3  |  
       
         100  |  
       
         110  |  
    
|  
         Прочие межбюджетные трансферты общего характера  |  
       
         1403  |  
       
         3629,8  |  
       
         1,3  |  
       
         0  |  
       
         4843  |  
       
         4843  |  
       
         1,6  |  
       
         100  |  
       
         133,4  |  
    
Размер утвержденных лимитов БО на 2023 год составил 299962,8 тыс.руб., финансирование БО составило 29733,2 тыс.руб., кассовый расход составил 297 133,2 тыс.руб. Остаток лимитов на конец отчетного года составил 2 829,6 тыс.руб.,
К уровню прошлого года кассовые расходы районного бюджета выросли на 24 567,5 тыс.руб. или на 9%.
Рост кассовых расходов в отчетном году к уровню прошлого года обусловлен ростом расходов:
· по разделу 0700 «Образование» (на 11 514,4 тыс.руб. или на 6,2%), в частности возросли расходы на общее образование на 10 318,2 тыс.руб. или на 7,1% и на дошкольное образование на 1 026,5 тыс.руб. или на 3,3%, что в большей степени обусловлено с 1.09.2022г. базовой единицы для педагогических работников, а также увеличением с 01.01.2023г МРОТ;
· по разделу 0400 «Национальная экономика» на 7 638,8 тыс.руб. или на 52,9%, в частности выросли расходы подразделу 0409 «Дорожное хозяйство (дорожные фонды)» на 6 700,6 тыс.руб. или на 46,6%;
· по разделу 0100 «Общегосударственные вопросы» (на 3 502,2 тыс.руб. или на 7,4 тыс.руб.), что в основном обусловлено погашением в отчетном году кредиторской задолженности по страховым взносам МКУ Хотынецкого района «ЕДДС служба ЭТО» (2066,7 тыс.руб.);
· по разделу 1400 «Межбюджетные трансферты общего характера бюджетам бюджетной системы Российской Федерации» на 1 577,1 тыс.руб. или на 21,7%, в частности к прошлому году вырос объем прочих межбюджетных трансфертов общего характера из бюджета района в бюджет сельских поселений на решение вопросов местного значения (на 1 228,2 тыс.руб. или на 34%);
· по разделу 0800 «Культура, кинематография» (на 766,8 тыс.руб. или на 30,6%),
· по разделу 1100 «Физическая культура и спорт» (на 286,3 тыс.руб. или на 23,7%),
· по подразделу 0200 «Национальная оборона» на 86,2 тыс.руб. или на 11,4%;
· по разделу 1000 «Социальная политика» (на 41,5 тыс.руб. или на ,4%);
· по разделу 1300 «Обслуживание государственного и муниципального долга» на 5,6 тыс.руб. или в 5,7 раза.
В 2023 году расходы за счет средств бюджета Хотынецкого района составили 135 658,7 тыс. руб. (45,7%), за счет средств областного и федерального бюджетов – 161 474,5 тыс.руб. (54,3%).
В структуре расходов наибольший удельный вес занимают расходы в области социально-культурной сферы (71,6%).
В соответствие с требованиями ст.136 БК РФ расходы на содержание органов местного самоуправления, составившие в 2023 году 36 256,7 тыс.руб., не превышают норматив, утвержденный Постановлением Правительства Орловской области от 07.11.2022 г. N 683 «Об утверждении нормативов формирования расходов на содержание органов местного самоуправления муниципальных образований Орловской области на 2023 год», составивший 39 329,3 тыс.руб. (124 854,9 х 0,315).
Исполнение бюджета в ведомственной структуре
В соответствии с ведомственной структурой расходов районного бюджета на 2023 год бюджетные обязательства исполняли 4 ГРБС, данные об их расходах представлены в Таблице 6:
Таблица 5
|  
         № п/п  |  
       
         Наименование ГРБС 
  |  
       
         Код ГРБС  |  
       
         Утверждено бюджетом 
  |  
       
         Исполнено за 2023 год  |  
    |
|  
         сумма 
  |  
       
         % исполнения  |  
    ||||
|  
         1  |  
       
         2  |  
       
         3  |  
       
         4  |  
       
         5  |  
       
         6  |  
    
|  
         1  |  
       
         Администрация Хотынецкого района Орловской области  |  
       
         009  |  
       
         66 078,9  |  
       
         65 396,8  |  
       
         99  |  
    
|  
         2  |  
       
         Отдел образования администрации Хотынецкого района Орловской области  |  
       
         070  |  
       
         204 996,7  |  
       
         203 970,5  |  
       
         99.5  |  
    
|  
         3  |  
       
         Финансовый отдел администрации Хотынецкого района Орловской области  |  
       
         008  |  
       
         22 955  |  
       
         22 328,8  |  
       
         97,3  |  
    
|  
         4  |  
       
         Отдел поселковой работы администрации Хотынецкого района Орловской области  |  
       
         005  |  
       
         4 087,9  |  
       
         4 082,1  |  
       
         99,9  |  
    
|  
         5  |  
       
         Контрольно-счетная комиссия Хотынецкого района  |  
       
         101  |  
       
         1 355  |  
       
         1 355  |  
       
         100  |  
    
|  
         
  |  
       
         Итого  |  
       
         
  |  
       
         299 4735  |  
       
         297 133,2  |  
       
         
  |  
    
Исполнение расходной части бюджета главными распорядителями бюджетных средств составило от 97,3 % до 99,9 %.
Наибольший удельный вес занимают расходы отдела образования администрации Хотынецкого района, составившие 68,6%, что ниже уровня прошлого года на 1,8 процентных пункта. К уровню 2022 года кассовые расходы выросли на 11 986,2 тыс.руб.
Кассовые расходы по администрации Хотынецкого районак уровню прошлого года выросли на 5 408,1 тыс. руб. или на 9% и составили 65 396,8 тыс.руб., их доля в расходах остается на уровне прошлого года и составила 22%.
Расходы по финансовому отделу администрации Хотынецкого района увеличились на 6 116,4 тыс. руб. по сравнению с 2022 годом и составили 22 328,8 тыс.руб., их удельный вес в расходах районного бюджета в отчетном году составил 7,5%, что выше уровня прошлого года на 1,6 процентных пункта.
Расходы по отделу поселковой работы администрации Хотынецкого района выросли на 682,1 тыс. руб. и составили 4 082,1 тыс.руб., их удельный вес в расходах районного бюджета в отчетном году составил 1,4%, что выше уровня прошлого года на 0,2 процентных пункта.
Расходы контрольно-счетной комиссии Хотынецкого района выросли на 374,7 тыс.руб. или на 38,2% и составили 1 355 тыс.руб., их удельный вес в расходах районного бюджета в отчетном году составил 0,5%, что выше уровня прошлого года на 0,1 процентных пункта.
Исполнение бюджета по видам расходов
Расходы районного бюджета за 2023 год в сравнении с 2022 годом по видам расходов представлены в Таблице 6.
Таблица 6
|  
         Наименование вида расхода  |  
       
         КВР  |  
       
         2023 год  |  
       
         2022 год  |  
       
         Отклонение  |  
    
|  
         Расходы на выплаты персоналу в целях обеспечения выполнения функций государственными (муниципальными) органами, казенными учреждениями, органами управления государственными внебюджетными фондами  |  
       
         100  |  
       
         46 914,9  |  
       
         45 650  |  
       
         1 264,9  |  
    
|  
         Закупка товаров, работ и услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд  |  
       
         200  |  
       
         22 376,2  |  
       
         20 629,7  |  
       
         1 746,5  |  
    
|  
         Социальное обеспечение и иные выплаты населению  |  
       
         300  |  
       
         4 914,4  |  
       
         5 355,5  |  
       
         -441.1  |  
    
|  
         Капитальные вложения в объекты недвижимого имущества государственной (муниципальной) собственности  |  
       
         400  |  
       
         3 915,9  |  
       
         3 265  |  
       
         650,9  |  
    
|  
         Межбюджетные трансферты  |  
       
         500  |  
       
         17 626,8  |  
       
         11 943,7  |  
       
         5 683,1  |  
    
|  
         Предоставление субсидий бюджетным, автономным учреждениям и иным некоммерческим организациям  |  
       
         600  |  
       
         199 642,2  |  
       
         185 509,9  |  
       
         14 132,3  |  
    
|  
         Обслуживание государственного (муниципального долга)  |  
       
         700  |  
       
         6,8  |  
       
         1,2  |  
       
         5,6  |  
    
|  
         Иные бюджетные ассигнования  |  
       
         800  |  
       
         1 736  |  
       
         210,7  |  
       
         1 525,3  |  
    
|  
         Всего  |  
       
         Х  |  
       
         297133,2  |  
       
         272 565,7  |  
       
         24 567,5  |  
    
При проведении анализа исполнения расходов бюджета по виду расходов установлено, что по сравнению с 2022 годом значительно выросли расходы на предоставление субсидий бюджетным учреждениям (на 14 132,3 тыс.руб. или на 7,6%) и на предоставление межбюджетных трансфертов (на 5 683,1 тыс.руб. или на 47,6%).
Резервный фонд
Согласно п. 3 ст. 81 БК РФ в отчетном году размер резервного фонда администрации района первоначально был установлен решением «О районном бюджете на 2023 год и плановый период 2024 и 2025 годов» в размере 400 тыс.руб. и не превышал 3% утвержденного соответствующим решением общего объема расходов.
В течение финансового года бюджетные ассигнования резервного фонда администрации района были увеличены и составили 429,7 тыс.руб. Согласно распоряжений главы района средства резервного фонда были распределены в качестве субсидии МБУ СОЦ «Перспектива» на финансовое обеспечение мероприятий по временному социально-бытовому обустройству лиц, вынужденно покинувших территорию Украины и находящихся в пункте временного размещения Хотынецкого района.
В соответствии с п. 3 ст. 184.1 БК РФ исполнение бюджета осуществлялось в разрезе муниципальных программ и непрограммных направлений деятельности.
Анализ исполнения муниципальных программ представлен в Таблице 7.
Таблица 7
|  
         № п/п  |  
       
         
 Наименование программы 
  |  
       
         Утверждено на 2023 год  |  
       
         Исполнение 2023 год 
  |  
       
         % Исполнения  |  
       
         
 Отклонения 
  |  
    
|  
         1  |  
       
         2  |  
       
         3  |  
       
         4  |  
       
         5  |  
       
         6  |  
    
|  
         1  |  
       
         Муниципальная программа «Развитие образования в Хотынецком районе на 2022-2026 годы»  |  
       
         197 648,7  |  
       
         196 823,4  |  
       
         99,6  |  
       
         -825,3  |  
    
|  
         2  |  
       
         Муниципальная программа «Развитие культуры Хотынецкого района на 2022-2026 годы»  |  
       
         5 828,4  |  
       
         5 828,4  |  
       
         100  |  
       
         0  |  
    
|  
         3  |  
       
         Муниципальная программа «Управление муниципальными финансами Хотынецкого района на 2020-2025 годы»  |  
       
         3 996,1  |  
       
         3 996,1  |  
       
         100  |  
       
         0  |  
    
|  
         4  |  
       
         Муниципальная программа "Комплексное развитие сельских территорий Хотынецкого района на 2020 - 2025 годы"  |  
       
         0  |  
       
         0  |  
       
         х  |  
       
         0  |  
    
|  
         5  |  
       
         Муниципальная программа "Профилактика правонарушений и укрепление общественной безопасности на 2021 - 2025 годы"  |  
       
         2,5  |  
       
         2,5  |  
       
         100  |  
       
         0  |  
    
|  
         6  |  
       
         Муниципальная программа «Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотическими средствами и их незаконному обороту на 2021-2023 годы»  |  
       
         10  |  
       
         10  |  
       
         100  |  
       
         0  |  
    
|  
         7  |  
       
         Муниципальная программа «Основные направления развития земельных и имущественных отношений в Хотынецком районе Орловской области в 2023-2025 годах»  |  
       
         794,5  |  
       
         711,4  |  
       
         100  |  
       
         0  |  
    
|  
         8  |  
       
         Муниципальная программа «Укрепление общественного здоровья населения Хотынецкого района на 2020-2024 годы»  |  
       
         10  |  
       
         10  |  
       
         100  |  
       
         0  |  
    
|  
         9  |  
       
         Муниципальная программа «Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности в Хотынецком районе на 2022-2024 годы»  |  
       
         25  |  
       
         25  |  
       
         100  |  
       
         0  |  
    
|  
         10  |  
       
         Муниципальная программа «Развитие архивного дела вХотынецком районе на 2022-2026 годы»  |  
       
         14,8  |  
       
         13,7  |  
       
         92,6  |  
       
         -1,1  |  
    
|  
         11  |  
       
         Муниципальная программа «Развитие муниципальной службы в Хотынецком районе Орловской области на 2021-2023 годы»  |  
       
         0  |  
       
         0  |  
       
         х  |  
       
         0  |  
    
|  
         12  |  
       
         Муниципальная программа «Развитие и поддержка малого и среднего предпринимательства в Хотынецком районе на 2021-2025 годы»  |  
       
         0  |  
       
         0  |  
       
         х  |  
       
         0  |  
    
|  
         13  |  
       
         Муниципальная программа «Повышение безопасности дорожного движения в 2023-2025 годах»  |  
       
         1 259,7  |  
       
         1 163,8  |  
       
         92,4  |  
       
         -95,9  |  
    
|  
         14  |  
       
         Муниципальная программа «Формирование законопослушного поведения участников дорожного движения на территории Хотынецкого района на 2023-2025 годы»  |  
       
         0  |  
       
         0  |  
       
         х  |  
       
         0  |  
    
|  
         15  |  
       
         Муниципальная программа «Создание условий для реализации мер, направленных на укрепление межнационального и межконфессионального мира и согласия на территории Хотынецкого района на 2023-2025 годы»  |  
       
         7,6  |  
       
         7,6  |  
       
         100  |  
       
         0  |  
    
|  
         16  |  
       
         Муниципальная программа «Военно-патриотическое воспитание молодежи на 2022-2024 годы»  |  
       
         4,8  |  
       
         4,8  |  
       
         100  |  
       
         0  |  
    
|  
         17  |  
       
         Муниципальная программа «Развитие, ремонт и содержание сети автомобильных дорог общего пользования местного значения в границах Хотынецкого района на 2023-2027 годы»  |  
       
         20 372,7  |  
       
         19 913,6  |  
       
         97,7  |  
       
         -459,1  |  
    
|  
         18  |  
       
         Муниципальная программа "Молодежь Хотынецкого района на 2021 - 2024 годы"  |  
       
         49,3  |  
       
         49,3  |  
       
         100  |  
       
         0  |  
    
|  
         19  |  
       
         Муниципальная программа «Использование и охрана земель на территории Хотынецкого района Орловской области на период 2021-2023 годов»  |  
       
         0  |  
       
         0  |  
       
         х  |  
       
         0  |  
    
|  
         20  |  
       
         Муниципальная программа «Поддержка социально-ориентированных некоммерческих организаций в Хотынецком районе на 2023-2025 годы»  |  
       
         0  |  
       
         0  |  
       
         х  |  
       
         0  |  
    
|  
         21  |  
       
         Муниципальная программа «Содействие занятости несовершеннолетних граждан на территории Хотынецкого района на 2021-2023 годы»  |  
       
         30,2  |  
       
         30,2  |  
       
         100  |  
       
         0  |  
    
|  
         22  |  
       
         Муниципальная программа «Доступная среда для инвалидов на 2021-2024 годы в Хотынецком районе Орловской области»  |  
       
         0  |  
       
         0  |  
       
         х  |  
       
         0  |  
    
|  
         23  |  
       
         Муниципальная программа "Обустройство и ремонт контейнерных площадок для сбора ТКО на территории Хотынецкого района в 2022-2024 годах"  |  
       
         3,3  |  
       
         3,3  |  
       
         100  |  
       
         0  |  
    
|  
         24  |  
       
         Муниципальная программа "Улучшение водоснабжения и водоотведения в сельских населенных пунктах Хотынецкого района на 2023-2025 годы»"  |  
       
         593,7  |  
       
         535,7  |  
       
         90,2  |  
       
         -58  |  
    
|  
         25  |  
       
         Муниципальная программа "Сохранение и реконструкция военно-мемориальных объектов в Хотынецком районе (2022-2026 годы)"  |  
       
         204  |  
       
         204  |  
       
         100  |  
       
         0  |  
    
|  
         26  |  
       
         Муниципальная программа "Обеспечение безопасности людей на водных объектах, создание и оборудование мест массового отдыха у водных объектов на территории Хотынецкого района на 2023-2025 годы"  |  
       
         9,3  |  
       
         9,3  |  
       
         100  |  
       
         0  |  
    
|  
         27  |  
       
         Муниципальная программа "Содержание муниципальных гражданских кладбищ в Хотынецком районе Орловской области на 2021-2023 годы"  |  
       
         10,8  |  
       
         10,8  |  
       
         100  |  
       
         0  |  
    
|  
         28  |  
       
         Муниципальная программа «Отходы» на 2021-2023 годы"  |  
       
         3,3  |  
       
         3,3  |  
       
         100  |  
       
         0  |  
    
|  
         
  |  
       
         
 Всего  |  
       
         230 878,7  |  
       
         229 356,2  |  
       
         99,3  |  
       
         -1 522,5  |  
    
Наибольшая доля расходов приходится на муниципальную программу «Развитие образования в Хотынецком районе на 2022-2026 годы», которая составляет 85,8% в общем объеме расходов программной части бюджета.
Общий объем расходов районного бюджета, направленных на реализацию муниципальных программ составил 229 356 тыс.руб. (77,2% от общего объема расходов бюджета).
Дефицит бюджета и долговая политика
Районный бюджет на 2023 год утвержден с профицитом в размере 4 410 тыс. руб, исполнен бюджет с профицитом в размере 5 694,5 тыс.руб.
По состоянию на 01.01.2024г. муниципальный долг составил 6 827,3 тыс.руб.
Межбюджетные отношения
Межбюджетные отношения между бюджетом муниципального района и бюджетами поселений в 2023 году осуществлялись в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации и Орловской области, муниципальными правовыми актами.
Межбюджетные отношения в 2023 году осуществлялись в виде предоставления бюджетам сельских поселений межбюджетных трансфертов в форме:
- дотации на выравнивание уровня бюджетной обеспеченности поселений в размере 3 989,3 тыс.руб., что соответствует бюджетным назначениям:
Таблица 8
|  
         Администрация Аболмасовского сельского поселения  |  
       
         607,5  |  
    
|  
         Администрация Алехинского сельского поселения  |  
       
         391,4  |  
    
|  
         Администрация Богородицкого сельского поселения  |  
       
         376,9  |  
    
|  
         Администрация Ильинского сельского поселения  |  
       
         406,4  |  
    
|  
         Администрация Краснорябинского сельского поселения  |  
       
         443,8  |  
    
|  
         Администрация Меловского сельского поселения  |  
       
         637  |  
    
|  
         Администрация Студеновского сельского поселения  |  
       
         201,2  |  
    
|  
         Администрация Хотимль-Кузменковского сельского поселения  |  
       
         770,8  |  
    
|  
         ВСЕГО  |  
       
         3 989,3  |  
    
- прочих межбюджетных трансфертов поселениям для решения вопросов местного значения в размере 4 843 тыс.руб., что соответствует бюджетным назначениям:
Таблица 11
|  
         Администрация Меловского сельского посеоения  |  
       
         190  |  
    
|  
         Администрация Аболмасовского сельского посеоения  |  
       
         95  |  
    
|  
         Администрация Алехинского сельского поселения  |  
       
         895  |  
    
|  
         Администрация Богородицкого сельского поселения  |  
       
         665,5  |  
    
|  
         Администрация Ильинского сельского поселения  |  
       
         605  |  
    
|  
         Администрация Краснорябинского сельского поселения  |  
       
         1 673  |  
    
|  
         Администрация Студеновского сельского поселения  |  
       
         197  |  
    
|  
         Администрация Хотимль-Кузменковского сельского поселения  |  
       
         168,4  |  
    
|  
         Отдел поселковой работы  |  
       
         354,1  |  
    
|  
         ВСЕГО  |  
       
         4843  |  
    
Соблюдение бюджетного законодательства при исполнении бюджета
Исполнение районного бюджета, в соответствие со ст. 215.1 Бюджетного кодекса РФ, обеспечивается администрацией муниципального образования, организация исполнения бюджета возлагается на финансовый орган. В соответствии со ст. 217 и ст. 217.1 Бюджетного кодекса РФ Порядок составления и ведения сводной бюджетной росписи районного бюджета на 2023 год утвержден приказом финансового отдела Администрации Хотынецкого района. Порядок составления и ведения кассового плана по районному бюджету на 2023 год утвержден приказом финансового отдела администрации.
Выводы
1. В 2023 году администрацией Хотынецкого района проведена работа по реализации основных направлений налоговой и бюджетной политики района на 2023-2025 годы.
2. Расходование бюджетных средств соответствовало направлениям бюджетной политике, определенным основными направлениями налоговой и бюджетной политики района на 2023 - 2025 годы.
3. В результате внешней проверки годовой отчетности об исполнении бюджета Хотынецкого района за 2023 год нарушений не установлено. Отчетность представлена в полном объеме, взаимоувязка показателей форм отчетности соблюдена.
4. Районный бюджет в 2022 году исполнен по доходам в объеме 302827,7 тыс. руб. (99,7% к уточненному плану).
5. По сравнению с 2022 годом поступления доходов увеличены на 34 034,5 тыс.руб. или на 12,7%, в том числе объем налоговых и неналоговых доходов увеличен на 6 465,6 тыс.руб. или на 8,3%.
6. К уровню 2022 года поступления налоговых доходов увеличилось на 5 587,2 тыс.руб. или на 8,5%.
7. К уровню 2022 года объем неналоговых поступлений вырос на 878,4 тыс.руб. или на 7,1%. Основным источником неналоговых доходов остаются доходы, получаемые в виде арендной платы за земельные участки, прием обеспечен рост данных поступлений в бюджет района.
В нарушение ст.160.1 БК РФ, ст. 330 ГК РФ и договорных обязательств в отношении арендаторов земельных участков администрацией района не принимались меры, направленные на взыскание задолженности по арендной плате (п.3.60 Классификатора нарушений, утвержденного приказом КСП Орловской области от 29.12.2017г. № 39-осн – 1 ед. – 1 061,4 тыс.руб.).
8. Доходы от сдачи в аренду имущества, находящегося в оперативном управлении, составили в 2023 году 277 тыс.руб. и превысили уровень прошлого года в 3,4 раза. Однако по состоянию на 01.01.2024 задолженность по договорам аренды имущества составила 1 303,3 тыс.руб., в том числе задолженность по договорам социального найма жилых помещений – 835 тыс.руб. (срок образование – более года). В нарушение ст. 330 ГК РФ, ст.160.1 БК РФ и договорных обязательств в части уплаты арендных платежей администрацией района не предпринимались меры по взысканию задолженности по договорам аренды имущества (п.3.60 Классификатора нарушений, утвержденного приказом КСП Орловской области от 29.12.2017г. № 39-осн – 1 ед. – 1 303,3 тыс.руб.).
9. Фактическое исполнение бюджета за 2023 год по расходам составило 297 133,2тыс. руб. или 99,2% к плану. В структуре расходов наибольший удельный вес занимают расходы в области социально-культурной сферы (71,6%).
10. Удельный вес программных расходов в общем объеме расходов районного бюджета составил 77,2%.
11. Районный бюджет исполнен с профицитом в размере 5 694,5 тыс.руб.
12. По состоянию на 01.01.2024 муниципальный долг составил 6 827,3 тыс.руб.
13. Анализ структуры доходов и расходов районного бюджета за 2023 год показал соответствие приоритетов бюджетной, налоговой и социальной политики муниципального образования.
14. Объемы межбюджетных трансфертов, перечисленных из бюджета муниципального района в бюджеты поселений, соответствуют годовым бюджетным назначениям.
16. По состоянию на 01.01.2024 кредиторская задолженность муниципального района выросла на 21,2% и составила 42 655,8 тыс.руб. Просроченная задолженность выросла на 24,4% и составила 27 730,7 тыс.руб. Доля просроченной кредиторской задолженности увеличилась на 1,7 процентных пунктов и остается высокой (65%), что в дальнейшем может повлечь за собой неэффективные расходы в виде пени за просрочку платежей.
Предложения:
1.Обеспечить достижение целей и задач Основных направлений бюджетной и налоговой политики Хотынецкого района на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов, обратив особое внимание на гарантированное исполнение всех ранее принятых обязательств, принятие новых обязательств в соответствии с законодательством только в пределах реальных возможностей по их финансовому обеспечению.
2. Продолжить работу по разработке и реализации комплекса дополнительных мер, направленных на выявление резервов доходной части местного бюджета в объемах, позволяющих обеспечить устойчивое финансирование реализации задач, сформулированных в Основных направлениях бюджетной и налоговой политики Хотынецкого района.
3. Принять меры по повышению объема поступлений по неналоговым доходам на основе эффективного и рационального управления объектами муниципальной собственности и повышения качества администрирования этих доходов:
- обеспечить работу по взысканию задолженности по договорам аренды имущества и земельных участков и проведению претензионной работы,
- обеспечить дальнейшее проведение комплекса мероприятий по продаже объектов недвижимого имущества, находящегося в собственности района.
4. Обеспечить повышение эффективности проводимых мероприятий по снижению недоимки по налоговым доходам, зачисляемым в местный бюджет.
6. Бюджетным учреждениям провести работу по списанию кредиторской задолженности со сроком образования свыше трех лет.
7. При исполнении бюджета в 2023 году учесть все имеющиеся недостатки и повысить ответственность при исполнении бюджета.
Председатель контрольно-счетной Т.Е.Зеновкина
комиссии Хотынецкого района